Menu

Страничка логопеда

Консультация для воспитателей

Использование речевых игр в работе воспитателя

 

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

— расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

— уточнение значений слов;

— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

— организация семантических полей, лексической системы;

— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

При работе с детьми используются приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, И.П.Колобовой, Л.В.Сахарным, Н.В.Уфимцевой, Г.Д.Черемухиной, А.М.Шахнаровичем, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др.

Предлагаемые задания должны варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

Читать далее

 


 

 

 

Развитие тонкой ручной моторики у детей

 

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, кинестетические импульсы, идущие от рук, вызывают активацию, созревание речевых зон.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение и для подготовки детей к овладению письмом.

Для развития ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев и укрепления мышц кистей рук предлагаем использовать следующие виды работ:

1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, наматывание ниток на катушку, клубок, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;

 

 Читать далее

 


 

 

 

Методические рекомендациипо использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций

 

Составитель: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Хабаровск

2013г.

 

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных конструкций. Как эффективное средство усвоения данной лексико-грамматической категории предлагается использовать графические символы.

Данные методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Материалы разработки адресованы учителям-логопедам и другим специалистам коррекционно-развивающего обучения. Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по обучению детей употреблению простых и сложных предлогов.

Методические рекомендации могут быть использованы как в коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в условиях логопедического пункта. На логопедическом пункте данная работа проводится на подгрупповых лексико-грамматических занятиях, а при невозможности их организации, как часть индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, – одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Также увеличивается количество детей, имеющих такое нарушение, как общее недоразвитие речи.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков речи, слоговая структура слова, лексика и грамматика.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных конструкций. Как эффективное средство усвоения данной лексико-грамматической категории предлагается использовать графические символы.

Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в восприятии учебного материала. Использование графических символов при изучении и отработке предложно-падежных конструкций позволяет задействовать дополнительные анализаторы, что дает положительные результаты.

Опора на графические символы предлогов активно используется в методике Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно». Т.А.Ткаченко придерживается лексико-грамматического подхода в коррекционной работе. При лексико-грамматическом подходе на занятии планируется одна грамматическая категория, которая формируется на базе нескольких лексических тем. Это позволяет целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме. Т.А.Ткаченко использует несколько видов графических символов: схемы предлогов пространственного значения, схемы анализа предложений, схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, схемы образования приставочных глаголов, опорные сигналы, схемы для составления рассказов и др.

  Читать далее

 


 

 

 

Влияние речевой среды на развитие ребенка

 

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Ребенок родился.... Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получиться».

Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно-двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту. Позе, но еще более чувствителен к слову.

Речевое общение – это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей.

Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой по жизни – в детский сад, школу, во двор... Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.

Создание речевой среды – это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т.д. Ребенок слышит речь, когда смотрит телевизор, DVDпроигрыватель, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.

Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью зависят от среды. Ребенок (точнее го речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он вбирает их такими, какие они есть.

  Читать далее

 


 

 

 

Как разговорить молчуна

 

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Современные научные исследования подчеркивают, что на сегодняшний день до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. В группах 2-3 летних, а то и в 3-4 летних детей, обязательно есть неговорящие дети, чаще это мальчики.

Про них обычно говорят: «Все понимает, только не говорит». При первом знакомстве они кажутся достаточно развитыми, но при дальнейшем наблюдении и тщательном обследовании выясняется, что, кроме речевого недостатка, имеется целый ряд отклонений от нормального развития.

Например, хорошо слыша речь окружающих, имея нормальный слух, ребенок не может определить направление звучания предмета, воспроизвести ритм звучания; имея нормальное зрение, не может указать одинаковые предметы, подобрать цвета, подобные предъявленным, определить форму, величину предмета и т.п. У такого ребенка нет количественных, временных представлений, он не сразу может определить местоположение предметов, выполнить более или менее сложное действие. Ему трудно сделать обобщение, тем более вывод, так как у него отсутствуют отвлеченные понятия.

 Читать далее

 


 

 

 

Формирование грамматически правильной связной речи у детей

 

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной монологической речи — важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития творческого мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти умения и навыки, как при нормальном, так и особенно при нарушенном речевом развитии необходимо формировать специально.

Коротко охарактеризовать состояние речи детей с ОНР можно следующим образом. Вследствие недоразвития всех ее компонентов, касающихся, как смысловой, так и звуковой сторон, спонтанное и поэтапное формирование речевых умений и навыков или невозможно, или дисгармонично. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Самостоятельная связная контекстная речь детей является несовершенной. У них недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании его отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

 Читать далее

 

Задать вопрос

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

«Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных»
×
×
×